Бывший госсекретарь США Кондолиза Райс поделилась своими воспоминания относительно событий в августе 2008 года, и заявила, что президент Грузии Михаил Саакашвили позволил России спровоцировать его на войну в Южной Осетии, сообщает «GHN».
Об этом говорится в мемуарах Райс No Higher Honor: A Memoir of My Years in Washington. передает eurasianet.org.
Райс укзала, что, с одной стороны, она пыталась успокоить импульсивного Саакашвили, а с другой - «сдерживать по-боевому настроенных членов своей администрации».
В мемуарах Райс пишет о визите в Тбилиси: «Он «Михаил Саакашвили) гордый и может быть импульсивным, и мы все боялись, что он мог дать Москве возможность его спровоцировать на применение силы. Фактически ему удалось успешно спровоцировать конфликт в еще одном мятежном регионе - Аджарии, и победил он тем, что этот регион был реинтегрирован в Грузию. Мы боялись, что прецедент мог позволить ему думать, что можно повторить то же представление на прилегающей к любимому Путиным Сочи территории».
Райс отмечает, что призывала Саакашвили подписать соглашение о неиспользовании силы, однако, согласно мемуарам, президент Грузии отвергал предложения.
«Господин президент, делайте, что хотите, однако не давайте России права вас спровоцировать. Помните тот момент, когда президент Буш сказал, что Москва пытается заставить Вас совершить какую-либо глупость. Не вмешивайтесь в противостояние с российской военной силой. Никто не придет к вам на помощь, и вы проиграете», - пишет Райс о встрече с президентом Грузии.
После этого Кондолиза Райс затронула начало военных действий и отметила, что «сепаратисты бомбили грузинские села, так как хотели, чтобы Грузия нанесла по ним (сепаратистам) сильный военный удар», передает «Росбалт».
Кондолиза Райс также пишет о визите в Тбилиси в ходе военного конфликта и совместной пресс-конференции с Саакашвили:
«Я была обеспокоена по поводу настойчивого, эмоционального и переутомленного президента Грузии и по тому, что он мог сказать. «Господин президент, поблагодарите европейцев и американцев за поддержку. Скажите что-нибудь поощрительное для вашего народа о завершении войны, а о русских комментарий сделаю я», - сказала я. Пресс-конференция началась тяжело... Саакашвили прекрасно говорит по-английски, я знала, что это не могло быть проблемой, но вдруг его тон стал агрессивным. Он называл русских варварами и призывал повернуть танки назад. Он не останавливался. Ладно, подумала я, я и так ожидала резких слов в отношении русских. Затем он начал говорить об европейцах, о Мюнхенской конференции и умиротворении... Я была так зла на Саакашвили, что не могла даже говорить».
«Через несколько дней после подписания соглашения у нас состоялась встреча министров иностранных дел стран НАТО в Брюсселе. Я обнаружила там союзников, относившихся к Саакашвили на удивление благосклонно, но некоторые сказали, что он продемонстрировал, почему предоставление (Грузии) МАР (плана действий членства НАТО) не было хорошей идеей», - написала Райс, передает «Росбалт».