Иран вряд ли продвинется в сторону создания ядерного оружия в этом году, поскольку он еще не обладает возможностями для производства достаточного количества оружейного урана. Об этом говорится в докладе Института науки и международной безопасности, сообщает «GHN».
Доклад основывается на мнении эксперта по ядерным вопросам Дэвида Олбрайта, предлагающего более умеренный взгляд на ядерную программу Ирана, чем тот, что преобладает в последнее время, особенно после того, как Соединенные Штаты и их союзники ужесточили санкции в отношении Тегерана, передает MIGnews.com со ссылкой на Reuters.
«Иран вряд ли решится срочно создавать ядерное оружие до тех пор, пока его возможности обогащения урана остаются ограниченными, как сегодня», говорится в докладе.
Сейчас США и Иран ведут словесную войну из-за санкций. Иран угрожает нанести ответный удар и перекрыть поставки нефти через Ормузский пролив. Соединенные Штаты заявляют, что не допустят этого.
Обострение риторики и напряженности привели к росту озабоченности по поводу возможных ошибок со стороны обоих противников, которые могут перерасти в военное противостояние, которого не хочет никто.
Однако в докладе, который финансируется за счет гранта Института мира США (United States Institute of Peace, USIP), говорится, что Иран еще не принял решения о создании атомной бомбы. USIP политически независимый центр, созданный Конгрессом США в 1984 году, который получает финансирование от федерального правительства.
«Иран вряд ли совершит прорыв в 2012 году, потому что в значительной степени это удерживает его», сказано в докладе, который официально пока не опубликован.
Доклад снижает накал вокруг этого вопроса, отмечая также, что опасение военного удара со стороны Израиля по ядерным объектам Ирана работает в качестве сдерживающего фактора.
Институт консультирует США и иностранные правительства по ядерному потенциалу Ирана, а Олбрайт считается уважаемым экспертом по этому вопросу. При этом доклад тесно следует за так называемой официальной оценкой правительства США.
Американские чиновники говорят, что Иран не принял решение о создании ядерного оружия и что иранские лидеры не приняли это решение, потому что они еще должны взвесить затраты и преимущества создания ядерного оружия.
«Многое из того, что иранцы делают со своей ядерной программой, используется в гражданских целях, но они держат варианты открытыми, что значительно увеличивает атмосферу двусмысленности», - сказал официальный американский чиновник агентству Reuters на условиях анонимности.
Некоторые консервативные и израильские аналитики в прошлом оспорили такой вид оценок, утверждая, что иранские ядерные усилия достаточно успешны, чтобы они могли построить бомбу в течение год или ранее.
Однако, согласно докладу института: «Хотя Иран и занимается ядреным хеджированием, нет никаких доказательств того, что режим принял решение создать ядерное оружие».
«Такое решение маловероятно, пока Иран не в состоянии, прежде всего, увеличить свои возможности по обогащению до того момента, когда он будет иметь возможность получить оружейный уран быстро и тайно», - говорится в отчете полученном Reuters.
В отчете также сказано, что, несмотря на доклад, опубликованный в ноябре прошлого года Международным агентством по атомной энергии, утверждающем, что Иран добился значительного прогресса в деле создания ядерного оружия», основной проблемой Ирана остается создание надежной возможности получать достаточно оружейного урана, по крайней мере, для нескольких единиц ядерного оружия».
Некоторые представители европейских разведок оспаривают Национальную разведывательную оценку США, опубликованную в 2003 году, в которой говорится, что Иран прекратил работу над программой, начатой им ранее, чтобы спроектировать и построить бомбу.
Европейцы утверждают, что Иран никогда не прекращал исследований и научных усилий в этой области, которые могут быть связаны с попытками создать бомбу.
Напряженность снова возросла после того, как Ирана объявил ранее в этом месяце, что он начал обогащать уран глубоко внутри подземного объекта возле священного города Кум. Существование тайно построенного объекта, было придано публичной огласке Соединенными Штатами в 2009 году.