Министр иностранных дел России Сергей Лавров и глава российской Службы внешней разведки Михаил Фрадков отправляются в Сирию, чтобы попытаться помочь прекращению вооруженного противостояния в этой стране, сообщает «GHN».
Их визит состоится через три дня после заседания Совета Безопасности ООН, на котором Россия и Китай заблокировали принятие резолюции, осуждающей сирийский режим за применение насилия против собственных граждан.
Лавров не раскрывает подробностей послания от президента России Дмитрия Медведева, которое он, по его словам, везет в Дамаск, передает Би-би-си.
«Вы, конечно, понимаете, что, когда по поручению главы государства его представители направляются с какой-либо миссией, то ее суть раскрывается адресату, - заявил глава МИД России. - Если я сейчас все расскажу, то можно и не ехать, а общаться через микрофон или СМИ - предпочитают отдельные страны».
Как отметил Лавров, те, кто «поспешно» поставил резолюцию на голосование Совбеза, проигнорировали требование России подождать, пока закончится его визит в Сирию и переговоры с президентом Сирии Башаром Асадом.
При этом министр иностранных дел России сказал, что некоторые западные оценки действий Москвы в Совете Безопасности «звучат неприлично, на грани истерики».
«То, что произошло в ООН - это просто пародия, - заявила глава Государственного департамента США Хиллари Клинтон. - После того, как Совет Безопасности был кастрирован, нам придется удвоить наши усилия за пределами ООН и работать совместно с теми союзниками и партнерами, которые поддерживают право сирийского народа на лучшее будущее».
Многие страны Запада и арабского мира резко раскритиковали позицию Москвы при голосовании за резолюцию о ситуации в Сирии. Россия отказалась поддержать призывы к отставке президента Асада.
Если режим Асада в конце концов падет, Россия потеряет своего последнего союзника в регионе. Позиция Москвы таким образом выглядит не слишком дальновидной.
Однако директор программ по России и Евразии Королевского института международных отношений Джеймс Шерр считает, что российскую тактику можно объяснить с точки зрения довольно простой логики - хотя для кого-то она выглядит странно.
«Россия в значительной степени черпает свое влияние и репутацию в мире, настаивая на крайне традиционном представлении о разделении внутренних и международных вопросов», - говорит Шерр.
«Это выигрышный момент, потому что Россия всегда может сказать: «Мы же не США и не ЕС. Мы - надежный и предсказуемый партнер», - продолжает эксперт. - В мире, где все еще преобладают в основном недемократические, или не слишком демократические государства, это очень важно. И Россия не может от этого просто так отказаться».
У России также есть военно-морская база в сирийском порту Тартус - единственная, которая осталась у нее в Средиземноморье. Кроме того, Москва является для Сирии основным поставщиком оружия.
«База в Тартусе снова приобретает большое военное значение, - говорит Джеймс Шерр. - И Сирия - одна из немногих стран мира, у которых были стабильные военные связи как с Советским Союзом, так и с Россией».
Тем не менее, есть признаки того, что во время переговоров в Дамаске Лавров и Фрадков могут призвать к некоторым переменам в Сирии.
Как на прошлой неделе Лавров объяснил в интервью австралийской телекомпании ABC, «мы не друзья и не союзники президента Асада». «Мы никогда не говорили, что кризис можно разрешить только, если президент Асад останется у власти», - сказал глава МИД России, передает Би-би-си.