Министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле оптимистично смотрит на возможность армяно- турецкого конструктивного диалога, и считает, что экзамен истории, должен привести к длительному примирению, сообщает «GHN».
Своим мнением о региональных проблемах, признании Геноцида армян и армяно-германских отношениях Гидо Вестервелле поделился с агентством Арменпресс.
- Г-ин министр, проблемы региональной безопасности имеют существенное значение в современном мире. Как Вы оцениваете наличествующую на Южном Кавказе ситуацию и усилия по обеспечению гарантий безопасности?
- Нерешенные конфликты Южного Кавказа препятствуют процветающему и мирному развитию всего региона. Статус-кво не может стать длительной ситуацией. Дивиденты их мирного решения стали бы огромными для всех стран региона. Сейчас мы нуждаемся в компромиссах, а не конфронтации. В ходе моего визита на Южный Кавказ я бы хотел пропагандировать именно это.
- Одним из важнейших проблем Южного Кавказа является нагорно-карабахский конфликт. Какие возможности его решения Вы видите, и по Вашему мнению, какие шаги должны быть предприняты по данному направлению?
- Самая верхняя точка - это мирное урегулирование конфликта. По этой причине Германия, как член Минской группы ОБСЕ, содействует сопредседателям - Франции, США и России, в их посреднических усилиях. Одновременно мы успешно работали в направлении активной роли Евросоюза. Сделанные в конце февраля заключения Совета внешней политики ЕС и мандат нового спецпредставителя на Южном Кавказе могут послужить хорошей основой в этом вопросе. Более активная роль ЕС должна быть включена в рамки усилий Минской группы. Прежде всего я думаю о важности шагов по образованию взаимного доверия.
- В последнее время появились новые государства, которые реализовали свое право на самоопределение, и Германия выразилась в поддержку этих шагов, например, признав независимость Южного Судана и Косово. Могут ли эти события стать прецедентом для юридического признания самоопределения Нагорного Карабаха?
- Каждый отдельный случай является особенным. Поэтому признание Германией Косово и Южного Судана не может стать прецедентом для других международных признаний. Что касается Нагорного Карабаха, то Федеративное правительство содействует целям переговоров, которые ведет Минская группа ОБСЕ - создать равновесие между принципами международных прав на территориальную целостность и самоопределение народов.
- Бундестаг признал факт Геноцида армян, а после принятия Францией законопроекта о криминализации отрицания геноцидов некоторые немецкие депутаты не исключили принятие подобного законопроекта также и законодательным органом Германии. Считаете ли возможным принятие подобного законопроекта, и последует ли Турция примеру Германии в смысле признание исторической действительности?
- Не я должен комментировать заключения французских судов и французские законодательные решения. Меня интересует армяно-турецкое примирение. Я надеюсь на дальнейший конструктивный диалог. Экзамен истории, который должен привести к длительному примирению, должен в первую очередь исходить изнутри и совершиться между сторонами вопроса, если даже это будет болезненным или потребует времени.
- Как Вы оцениваете текущий уровеь армяно-германских отношений? Какие направления являются более перспективными в плане углубления сотрудничества?
- Я рад, что наши отношения сближаются. Германия, как вторая донорская страна Армении после США, в тесном партнерстве содействовала Армения с приобретения ее независимости. Наше сотрудничество является очень тесным, например, в сфере содействия правовому государству. Мы считаем, что это может стать ключом на пути сближения Армении к Евросоюзу. В конце января министр юстиции Армении Товмасян своим визитом в Германию создал основу для углубления сотрудничества в этой сфере и в дальнейшем. Поэтому своим визитом в Ереван я не только желаю почтить 20-летие наших дипломатических отношений, но и подчеркнуть заинтересованность правительства Германии в углублении наших отношений.