Главным вызовом дипломатии США на предстоящем саммите НАТО будет убедить всех в том, что отсутствие решения по расширению НАТО не станет основным лейтмотивом встречи, считает Ричард Вайц - старший научный сотрудник и директор Центра военно-политического анализа в Гудзоновском институте (Hudson Institute) в Вашингтоне, сообщает «GHN».
Как пишет Вайц в статье опубликованной на сайте «Голос Америки», с 1989 г. прошло лишь три ежегодных саммита, на которых рассматривались вопросы расширения альянса, хотя политика «открытых дверей» по отношению к новым членам всегда была их лейтмотивом. Каким будет в этом контексте предстоящий саммит в Чикаго?
Возьмем пример Грузии. В итоговом коммюнике предсказуемо будет отмечен тот прогресс, достигнутый страной в деле соответствия критериям членства в организации, и также повторно подтверждено решение саммита в Бухаресте о том, что Грузия в конечном итоге станет членом НАТО (с постановкой вопроса не «если», а «когда»). Саммит должен также разъяснить Тбилиси дальнейшие шаги на пути интеграции в НАТО и принять меры, которые бы этому способствовали.
Грузия вносит свой собственный вклад в укрепление заявки на членство в НАТО тем, что, как показывают опросы, оно поддерживается подавляющим большинством грузинского населения.
Грузия не оказывает давления на то, чтобы быть принятой в ближайшей перспективе. Вместо этого она откладывает немедленное вступление, при этом поддерживая импульс «членства в конечном итоге», и прилагает все усилия для того, чтобы соответствовать стандартам НАТО по всем направлениям.
Грузия старается достигнуть технической оперативной совместимости с НАТО и одновременно привести в соответствие оборонительную тактику, оснащение и порядок действий. В Афганистане, который, судя по всему, станет главной темой чикагской повестки дня, грузинские войска плечом к плечу с силами США ведут боевые действия в опасных южных районах и несут потери. В то время как одни участники международной коалиции выводят свои войска, Грузия направляет в Афганистан дополнительный контингент.
Правительство Грузии еще раз подтвердит свое обещание неприменения силы, в то время как НАТО заверит в своей приверженности принципам ООН и ОБСЕ - таким как недопустимость изменения национальных границ силой, право на самозащиту и право каждой страны самостоятельно выбирать, к какому альянсу или международной организации она желает примкнуть.
Хотя США не хотят вступать в конфликт со своими союзниками в Европе и Россией, официальные лица США вынуждены оказывать давление на европейских партнеров с тем, чтобы они с большим вниманием относились к позиции Грузии, установив некие механизмы корректировки правил продажи натовского оружия России, которое может быть использовано против Грузии или других партнеров по НАТО.
Достижения Грузии были признаны Конгрессом. Для маленькой страны, не имеющей значительной этнической диаспоры в США, Грузия стала чрезвычайно влиятельной на Капитолийском холме. Широкая двухпартийная поддержка Грузии выражается в оказании Тбилиси содействии со стороны США, причем во времена, когда большая часть расходов на зарубежную помощь урезана.
Всемирный банк и другие международный институты высоко оценивают антикоррупционные показатели Грузии, и ее стабильные экономические результаты. В США как Администрация, так и законодатели призывают грузинские власти добиваться того, чтобы предстоящие выборы были свободными и честными, и способствовали дальнейшему прогрессу Грузии как одного из лидеров демократических преобразований на постсоветском пространстве. Власти обязаны обеспечить равный доступ всех участников политического процесса к СМИ и прочим электоральным ресурсам. Необходимы реформы для лучшей институционализации демократии путем усиления законодательной власти и иных ключевых политических институтов.
Источником поддержки Грузии в Вашингтоне и НАТО является ее приверженность либеральным демократическим ценностям, разделяемым всеми членами альянса. Правительство США должно поддерживать Тбилиси в проведении дальнейших демократических реформ как важного элемента безопасности, и одним из эффективных способов этого - подтвердить, что двери альянса остаются для Грузии открытыми.