Известный грузинский политик Нино Бурджанадзе, спустя год, после событий 26 мая на проспекте Руставели продолжает борьбу с властями. О том, намерено ли «Демократическое движение» вступать в объединение с другими оппозиционерами, и присоединится ли она к акции Бидзины Иванишвили 27 мая, Нино Бурджанадзе рассказал в беседе «GHN».
- Распространяется информация, что «Демократическое движение» намерено создать единый блок с «Традиционалистами» и «Белыми». Насколько это соответствует правде?
- Пока рано говорить о распространении какого-то перечня, так как консультации только начинаются. Следовательно, мы должны исключить перечень любых партий. Но могу сказать однозначно, призыв, который сделала госпожа Нона Гаприндашвили от имени исполнительного совета «Народного собрания», прямо касался меня и господина Темура Шашиашвили, так же Кахи Кукава. Хотя у нас пока не определена позиция , и мы начинаем консультации. Поэтому, действительно преждевременно говорить о том, какую форму примет все это.
- Какова ваша позиция по выборам. Примет ли «Демократическое движение» участие в индивидуальном порядке?
- Когда мы говорим о создании единого блока, это означает, что в случае участия в выборах, желательно чтобы было единство оппозиции. Единство, которое могут обеспечить те голоса оппозиции, которые не будут направлены на поддержку других оппозиционных партий. Хотя повторяю, что создание этого конкретного объединения или принятие окончательного решения будет зависеть от очень многих факторов.
- Вы и раньше не были оптимистично настроены на проведение выборов в этой избирательной среде, и требовали изменения законодательства и его приближения к европейским стандартам. Каково ваше отношение к выборам сейчас?
- Я и сейчас не смотрю на выборы с большим оптимизмом. Если оппозиция не объединится, или же как минимум не произойдет координация под которой подразумевается то, что оппозиция должна бороться не друг с другом, а напротив, они должны направить все усилия против властей, в октябре власти получат 2/3 голосов необходимых для конституционного большинства в парламенте, а оставшиеся мандаты перераспределит оппозиция. Люди, между прочим, должны знать и том, что пропорциональные выборы, то есть количество голосов полученных только по партийным спискам, не решает судьбу выборов. В этом случае очень важно, как перераспределятся мажоритарные голоса, где у властей абсолютное большинство. Так что, если какая-та политическая партия получит высокий показатель по пропорциональным выборам, правящая команда может это очень легко сбалансировать посредством мажоритарных депутатов. Поэтому ситуация довольно тяжелая, но это не означает, что не надо бороться. Надо бороться до тех пор, пока есть самый минимальный шанс. . Для меня категорически не приемлема психология тех людей, которые думают: почему вы боролись 26 мая, когда знали, что власти победят. Поверьте, если бы Грузия думала так, то сегодня Грузии уже не было бы.
- Уже около месяца осуществляется программа по уточнению избирательных списков. Как вы думаете, окажет это содействие улучшению списков?
- Любой процесс, который контролируется властями, не принесет стране ничего хорошего.
- Распространилась информация, что возможно, 27 мая вы можете присоединиться к манифестации «Грузинской мечты». Это правда?
- Насколько мне известно, это партийное мероприятие. Если здесь общий оппозиционный протест, тогда «Грузинская мечта» должна была публично заявить об этом. В принципе, в клипе видно так. Но делаются заявления, что это партийное мероприятие. Будет хорошо, если «Грузинская мечта» внесет ясность в этот вопрос».
«GHN». Беседовала Миранда Набахтевели.